ГРАФИЧЕСКИЙ ИНТЕРНТ
или почему сайты так ограничены
по своим возможностям?

21 апреля 2003 г.
Новиков М.Г. AKA Samovar


Создание сайтов — дело весьма специфическое. К сожалению, сама среда Интернета не способствует эффективному программированию, поскольку несет на себе бремя своей истории. Новым поколениям программистов приходиться всё больше и больше «извращаться», лавируя между бесконечным количеством ограничений, накладываемых слишком простым языком разметки, формирующим страницы и способами реализации их передачи. В борьбе за функциональность рождаются многочисленные надстройки языка и прочие лазейки, своей «притянутостью за уши» превращая мозги обычного программиста в подгоревшую кашу. Почему же Интернет так плохо поддается программированию? Почему он так неэффективен в решении возлагаемых сегодня на него задач? Ответ надо искать в истории.

Изначально (в конце 60-х) первые сети начали проектироваться для совершенно иных задач. Первая сеть ARPANET объединила несколько компаний и служила для совместного доступа к данным. Это чем-то напоминало огромную локальную сеть, а для доступа к данным использовались специальные компьютеры. О web-страницах в нашем их понимании тогда еще никто не помышлял.

В 1969 году в IBM был разработан язык логической разметки документов. Документы размечались с помощью прообраза языка HTML — GML. Это был язык больше не визуальной, а логической разметки документов для обособления заголовков и других логических структур с целью упрощения понимания структуры текста машиной.

В середине 80-х организация NSF допустила к ресурсам своих суперкомпьютеров военных, а также ряд других учреждений. Так возникла ещё одна сеть — NSFNET. Обе сети были разрозненны, и тогда начались работы по их объединению в глобальную сеть. Так начался Интернет.

В 1986 году язык логической разметки GML стал международным стандартом и слегка изменил название — SGML. Интернет затачивался именно под логически структуированную текстовую среду. Для улучшения визуального восприятия разрабатывалась надстройка стилей, с помощью которой планировалось раскрашивать документ, не затрагивая его логической основы.

К 1990 году сеть Интернет превратилась в международную, объединив компьютеры многих стран. Но информация на экранах мониторов отображалась тогда только в виде текста. Графика и гиперссылки не применялись (сейчас такое даже трудно представить).

В 1993 году на базе SGML был наконец создан HTML, но в те годы он мало чем отличался от своего предка. Однако в 1995-1996 годах произошел сначала перелом, а потом настоящий бум появления в языке HTML новых тегов, направленных именно на визуальный вид документов. Необходимость этого была сомнительна — потребность в улучшении визуальной составляющей документа могла с лихвой удовлетвориться развитием надстройки стилей. Но тупым интернет-дизайнерам был ближе более простой подход, и они стали раскрашивать странички «в лоб», не задумываясь о логике, в коей были слабы.

Итак, Интернет стал доступен для неспециалистов и опопсел. Великолепная идеология языка HTML как языка структурной разметки неумолимо рушилась под напором толпы, жаждущей зрелищ. Примитивный, неприспособленный для возлагаемых на него новых функций скелет языка HTML трещал и деформировался, обрастая уродливыми дополнениями.

Тем не менее появление графики на интернет-страницах было прорывом. Появилось понятие Web-мастеринг. Всеми, кому не лень, создавались графические страницы и всё было бы просто замечательно, если бы не умирание логической структуры и не стремительное падение скорости отображения страниц из-за резко возросшего их объема. Вдобавок, кроме графики в неприспособленные для программирования страницы стали вписывать различные дополнительные функции, начиная с простейших математических и заканчивая возможностью динамического изменения содержимого всей страницы.

В 1997 году с выходом новой версии языка HTML была произведена попытка навести порядок в тегах. Была четко проведена грань между логическими и визуальными тегами, и последние были объявлены нерекомендованными. Внешний вид документа надлежало формировать языком каскадных стилей — CSS. Практически же на это мало кто обращал внимание, к тому же некоторые поисковые машины, обращающие внимание не только на логическую структуру, но и на визуальное представление документа, не очень любили CSS. Из за этих, да и не только, причин программисты в массе своей не очень торопились изучать и применять язык стилей. По крайней мере они не ограничивались в своём творчестве только им.

С тех пор ситуация кардинально не менялась. HTML исчерпал потенциал своего развития.

* * *

Итак, теперь, для создания хорошего сайта, требуются не только навыки вёрстки документов. Тут нужны и дизайнерские навыки, и навыки программирования. Но сладко не приходиться ни дизайнерам, ни программистам, ни верстальщикам.

Дизайнеру надо не только нарисовать стильный и удобный интерфейс, но еще и особым образом упрятать его в страницу с помощью не очень приспособленного для этого языка, интегрировав с ссылками и другими элементами современного web-интерфейса. Причем для уменьшения объема страницы графику нужно еще и особым образом адаптировать.

Для правильной верстки текста тоже приходится приспосабливаться — многие символы приходится вводить, напрямую указывая их коды в тексте. Для этого можно использовать таблицы кодировки Unicode.

Программистам же пришлось совсем худо. Во первых, они попали в совсем неприспособленную для программирования мёртвую среду. Пришлось изобретать различные надстройки и дополнительные языки, пытающиеся хоть как-то расширить возможности отображаемых страниц. Это JavaScript, Perl, php и т.п. К сожалению, отчасти из-за своей простоты, но более из-за ограничений сложившихся стандартов Интернета, эти языки являются сильно усеченными по сравнению с настоящими языками программирования, такими как C, Pascal и даже Basic! Поэтому программирование интернет-магазинов и других достаточно сложных сайтов не всегда доставляет ожидаемое удовольствие.

Зачастую созданием сайтов занимаются web-мастера с дизайнерским прошлым. Это, безусловно, повышает качество дизайна, но снижает функциональность, а зачастую и скорость загрузки сайта. Дизайнеры просто перегружают сайты никому не нужной кроме них самих графикой.

Я — программист. В создаваемых мной сайтах вы не найдете излишних графических изысков. Всё просто и удобно. Интернет — это не картинная галерея. Интернет должен работать, и работать быстро и чётко. Дизайн ради дизайна я неприемлю. Всего должно быть в меру. Сайт должен быть в первую очередь удобен и приятен для пользователя, иметь понятную навигационную систему, быстро отображать новые страницы. Тогда он принесёт своему владельцу максимальную прибыль.

Последнее время мне не интересно создавать сайты. Слишком далеко это занятие от настоящего программирования, когда в твоей власти весь компьютер, да и не только. Поэтому сайты на заказ я больше не пишу.
 

[Вернуться в начало]
[Оставить отзыв в гостевой]
Hosted by uCoz