ФИЛОСОФСКИЙ ТРАКТАТ О ВОСПРИЯТИИ МИРА ЧЕЛОВЕКОМ

Новиков Максим Глебович,
16 февраля 1997 года

Общая философия

Я не собираюсь уподобляться какому бы то ни было философу или демагогу а сам то кто и излагать здесь свои праздные измышления, с пеной у рта доказывая какую-то определенную точку зрения. Я предлагаю нечто большее. Я предлагаю взглянуть на мир шире.

Собственная философия (или, другими словами, взгляд на мир) есть в сознании каждого человека, и это не вызывает сомнений (откуда она там появляется, мы разберемся позже). Другое дело, что многие люди, не задающиеся серьезно подобными вопросами, просто не думают на эту тему, хотя в своих решениях и поступках исходят именно из этих взглядов (например, одни люди склонны верить в бога, другие не верить, а третьи верить лишь в некоторую высшую силу). То же справедливо и по отношению к политическим взглядам, правда, они в значительной степени зависят от социального положения каждого конкретного индивида, и поэтому далеко не объективны. Но давайте отвлечемся от политики, и займемся обсуждением максимально объективных взглядов, как наиболее приближенных к «истине».

Наши представления о мире можно схематично представить в виде сферы, полюса которой своей направленностью характеризуют определенные взгляды людей на окружающий мир.

Геометрическое положение некоторого взгляда на поверхности сферы задается близостью взгляда к полюсу, символизирующей самые чистые полярные взгляды. Возьмем, к примеру, материализм-идеализм в философии, правые-левые в политике или мужчины-женщины в жизни. Не спорьте тут о женщинах-мужчинах, это я к примеру. Все промежуточные точки, лежащие на поверхности сферы являются промежуточными взглядами. На экваторе лежат самые компромиссные взгляды, отличающиеся друг от друга другими характеристиками. Эти характеристики данной моделью не определяются.

Часто взгляды некоторого количества людей бывают похожи. И похожи они тем сильнее, чем ближе они подходят к какому-либо полюсу нашей сферы. Эти полюса возникают из-за свойства человеческого мозга постоянно стремиться к упрощениям, а следовательно к обобщениям некоторых мало отличающихся взглядов. Полюса эти, как правило, характеризуются одной или несколькими резкими чертами, специфицирующими тот или иной взгляд, и являющимися, по сути, «скелетом» такого взгляда, на который уже гораздо легче нарасти и «мясу», то есть близким, но не в точности совпадающим взглядам.

С наметившимися полюсами знакомятся все большее число людей, и по какому-либо признаку или случаю отдавая предпочтение одному из них, перестают в должной степени уделять внимание остальным точкам зрения. Это дает еще больший прирост «мяса» (и, кстати, отдаляет людей от объективной истины).

Самыми известными и популярными становятся наиболее полярные взгляды, которые суммируют в себе максимальное количество суждений одного направления, базирующихся, как правило, на основном взгляде.

Понятно, что между этими полюсами на поверхности сферы лежит несчетное количество других второстепенных полюсов разной мощности, отражающих все многообразие человеческих взглядов. Отдалённость полюса от других показывает степень своеобразия взгляда (чем дальше расположен полюс от других полюсов, тем меньше у него общих взглядов с соседними полюсами).

Итак, что же у нас получилось? Все взгляды, лежащие в северном полушарии сферы являются, к примеру, идеалистическими, в то время как полюса южного полушария отражают взгляды материалистические (или наоборот, это неважно). Отсюда следует, что взгляды, чьи полюса расположены на экваторе, являются в равной степени и идеалистическими и материалистическими, и многими принимаются за «золотую середину», за идеальный компромисс.

Но есть одно «но». Так как и на экваторе сферы тоже существуют различные взгляды, растянутые по его окружности, то и там мы не найдем абсолютно компромиссной философии. Очевидно, что на поверхности нашей сферы нет такой точки, которая была бы в равной мере близка ко всем полюсам сферы, и была бы настоящей «золотой серединой». Такая точка лежит лишь вне его поверхности — в центре сферы. Точка в центре хотя и находится на равном расстоянии от всех точек зрения, но удалена от них на расстояние радиуса. Можно найти гораздо меньшие расстояния между сторонами соседних взглядов на поверхности. К тому же точки вне сферы, видимо, никак не относятся к нашему миру. Не стоит так отстраняться абсолютно от всего.

Вот теперь мы подошли к самому интересному и вопиющему своей простотой и логичностью факту: если мы представляем мир как сферу, то почему свой взгляд на него сужаем до одной точки!? Абсурд! Взгляд должен соответствовать не точке, а всей поверхности сферы. Если вы проследите геометрическо-психологическую аналогию этого примера, вы поймёте, что я имею ввиду.

Я придерживаюсь взгляда, что истина не в каждой отдельно взятой философии, а в совокупности основных идей всех возможных логически обоснованных философских мировоззрений. В этом и заключается моя «общая философия».

Примеры

Возьмем два взгляда на мир — идеалистический и материалистический. Какой взгляд верен? А верны оба. Нельзя сказать, что первично — сознание или материя, как нельзя сказать, что появилось раньше — яйцо или курица. Все возникло эволюционно. И то и то появлялось одновременно, причем нельзя провести резкую черту, отмечающую то мгновение, когда это произошло. Если рассматривать один аспект мира — справедлив будет идеализм, другой аспект мира — материализм.

«Истина» же в дополнении а не в отрицании! Единственная ошибка большинства мировоззрений — в непримиримом отрицании друг друга.

Возьмем для примера еще одну точку зрения.
Есть следующий взгляд на мир: все, что мы видим вокруг, сами мы и все существующие явления — плод «сна» супермозга. Есть лишь одно существо, которым являешься ты, остального ничего не существует, и является плодом твоего воображения.

Неужели такая точка зрения может претендовать на справедливость? Может, причем она ни в коей мере не может отрицать ни идеализма, ни материализма. Вполне возможно, что все в мире действительно является продуктом мыслительной деятельности супермозга, но этот супермозг до того совершенен, что его мыслительным процессом является материя в нашем понимании этого слова. И поэтому его мыслительный продукт материален, как никогда. И мы действительно существуем материально, хотя и можем являться продуктом «мысли» супермозга. Сам супермозг в этом случае должен также отличаться от нашей материи, как наш мозг от своих мыслей. И вполне можно допустить существование такого мозга, еще более материального, чем мы с вами. Причем вполне возможен и следующий уровень, в котором породивший нас супермозг также является плодом мыслительной деятельности еще более материального сверхсупермозга, и так до бесконечности.

Еще один пример. Несмотря на то, что немецкий философ Кант на рубеже XVIII–XIX веков пытался создать философию, которая могла бы объединить идеалистические и материалистические взгляды того времени на мир, его точки зрения также были во многих случаях довольно-таки односторонними. Так, трансцендентальной апперцепции Кант придавал гораздо большее значение, чем следовало, считая, что она является основой восприятия человеком окружающего мира на протяжении всей его жизни. Материалистическое же учение отвергает возможность априорных знаний.

Безусловно, трансцендентальная апперцепция может являться основой восприятия, но лишь на ранних стадиях формирования человеческого мозга, находящегося у человека в зародышевом состоянии или (и) у младенца, пока на смену ей не приходит опыт, вероятно, практически полностью ее заглушающий сразу по всем аспектам, сводя все априорные знания практически на нет.

Как видите, вполне можно рассматривать в совокупности даже такие разные взгляды на мир, как описанные выше, что уж говорить о менее полярных взглядах. Причем к этим описанным выше взглядам можно вполне домешать еще неограниченное количество промежуточных, и все они прекрасно уживутся вместе.

Известно, что ни одну точку зрения нельзя ни полностью доказать, ни полностью опровергнуть. Это лишний раз подтверждает необходимость рассматривать все точки зрения в совокупности.

В нашей жизни часто возникают ситуации, когда появляется необходимость «компенсации взглядов». Она возникает в том случае, когда в какое-то определенное время начинает патологически доминировать какая-либо крайняя точка зрения. Начинается процесс «перегибания палки» и чтобы вернуть ее на место, необходимо с той же силой рвануть ее в обратную сторону. В такие моменты для «баланса истины» в большей степени бывает справедлива какая-то определенная точка зрения. Это обстоятельство особо хорошо заметно в политической жизни государств, где собственное благополучие каждого отдельного человека ставится значительно выше «истины». В этих случаях одни люди, стоящие у власти, тянут одеяло в свою сторону, вынуждая остальных тянуть его в свою.

То же самое можно сказать и о движении «скин-хедов». Когда в неподготовленный микроклимат города или страны врывается излишний интернационализм в виде лица какой-либо чужой национальности, и это количество чужеродных людей начинает превышать порог биологической безопасности коренной нации, возникает ответная защитная реакция общества. Ситуация лечится только устранением предпосылок к причине заболевания. В нашем случае — создание равноценно благоприятных условий на родине чужой нации.

Выводы

Какие же выводы мы можем извлечь из знания «общей философии»?
Во-первых я хочу заметить, что в отличие от всех философий, которые стремятся чему-то научить людей (парадокс: люди для такой философии — это элементы, на базе которых она сама создавалась, значит она стремится научить свою же собственную базу!), «общая философия!» отражает то, что люди в своей массе уже знают, то есть истинное положение вещей. А истинное положение вещей таково:

Человек живет в сложном и многообразном мире, где хотим мы этого или нет, существуют различные взгляды, порождаемые заинтересованностью в собственном благосостоянии и (или) влиянием приобретенного опыта. Эти взгляды находятся в постоянном напряжении в местах контактов друг с другом. Потенциальная энергия огромна. Суммарная же сила всех взглядов всегда стремится к нулю (из-за их разнополярности). Происходит постоянная борьба.

Принятие «общей философии» даст нам возможность при желании отойти от борьбы, практически не изменив суммарную силу всех взглядов, и взглянуть на мир как бы со стороны, или продолжать активно участвовать в жизни для достижения своего собственного благосостояния, сознавая вместе с тем, что все точки зрения имеют право на существование, и что «истина» в совокупности всех этих точек зрения. Это осознание даст большой козырь в достижении своих личных целей.

Каждую точку зрения имеет смысл применять не ко всему миру, а только к отдельно взятой его части. Для роста технического прогресса важен материализм. Для психологических аспектов жизнедеятельности человека, мало изученных наукой, могут применяться идеалистические учения. «Общую» же философию можно применять как к отдельно взятым частям мира, так и ко всему миру целиком.

Понятие «общей философии» будет наиболее понятно людям, способным отделить понятие «истины» от своей субъективной точки зрения, зависящей от благосостояния и выгоды.

Полезность знания «общей философии» проявляется особенно ярко в случае наблюдения за миром, когда вы можете не тратить свои нервы практически попусту, а сохранять спокойствие, принимая мир таким, какой он есть, не стремясь его изменить. В этом случае вы будете чувствовать себя гораздо счастливее, сознавая, что все происходящее вокруг имеет право на существование.

Если же вы принимаете участие в жизни, и допускаете право всех точек зрения на существование, даже тех, которые мешают вашему моральному и материальному благосостоянию, то вы получаете возможность бороться с такими точками зрения, не тратя свои нервы на ненависть, что позволит вам принимать более взвешенные, холоднокровные и может быть даже жестокие из-за своей прагматичности решения в этой борьбе.

Кстати, бороться имеет смысл только в том случае, если результат действительно реален. В противном случае лучше пытаться контролировать противоположную точку зрения, или постараться использовать ее себе во благо.

Спасибо за внимание!

[Вернуться в начало]
[Оставить отзыв в гостевой]
Hosted by uCoz