Перевод аналогового аудиоматериала
|
07.11.2008 |
Содержание:
ПредисловиеЭта статья рассчитана на людей, не сталкивавшихся ранее с оцифровкой звука, которые хотят особенно не заморачиваясь, максимально просто и быстро перевести в цифру свои аудиозаписи. Речь не идёт о профессиональной или даже полупрофессиональной оцифровке. Эта статья о быстрой оцифровке подручными средствами. У многих из тех, чья молодость пришлась на девяностые, восьмидесятые и ещё более древние года, наверняка сохранились записи личного характера на магнитной ленте (кассетах и катушках), которые нельзя найти в цифровом виде ни в Интернете, ни на лотках магазинов. Такие записи могут быть очень ценны, но время не щадит магнитную плёнку. Поэтому перевод этих записей в цифровой вид становится очень актуальным. Технология любительского перевода несложна, и её можно осуществить самостоятельно, не пользуясь услугами соответствующих компаний. Для примера рассмотрим в этой статье перевод аудиоматериала с кассет в mp3-файлы. ВведениеСначала мне хотелось бы дать небольшое количество полезной технической информации, чтобы вы в общих чертах представляли, что мы будем дальше делать. Но если вы не в состоянии её воспринимать, можете пропустить эту главу. А для оставшихся я продолжу. Как известно, любая оцифровка — это округление. Округление аналогового, плавного сигнала, до ближайшей цифры, приблизительно равной истинной величине сигнала. Цифра всегда дискретна. Отсюда вывод — в любом случае оцифрованный сигнал будет хуже аналогового. Кроме того, на качество оцифровки влияют характеристики плёнки, магнитофона, звуковой карты, её тип (внешняя/внутренняя), интерфейс передачи данных (для внешних карт) и даже качество соединительного шнура. Справедливости ради замечу, что это отличие в качестве для большинства нормальных людей абсолютно неразличимо, а при оцифровке на хорошей аппаратуре и с высокими значениями параметров оцифровки оно практически незаметно даже для аудиофилов, хотя некоторые из них всё же говорят, что чувствуют разницу. Однако думаю, что это чисто психологическое ощущение. Преимущество же оцифровки в том, что оцифрованный материал может храниться неопределённо долго, его можно передавать через Интернет, при перезаписи его качество не теряется и его можно всячески редактировать и чистить от шумов. Для оцифровки мы будем использовать компьютер со звуковой картой. Звуковая карта состоит из двух половинок. Первая — это АЦП (аналогово-цифровой преобразователь), служащий для записи аналогового звука в компьютер (собственно оцифровка) и ЦАП (цифро-аналоговый преобразователь), служащий для обратного действия — воспроизведения оцифрованного сигнала. Тщательность работы АЦП настраивается всего двумя параметрами, смысл которых легко понять:
Для считывания аналогового сигнала и его хранения мы выберем уже упомянутые значения перечисленных выше параметров, а именно: 44,1 кГц и 16 бит, используемые в обычных звуковых компакт-дисках. Этого качества нам будет вполне достаточно. Для считывания можно было бы выбрать и более высокие параметры, чтобы точнее оцифровать сигнал, но в этом есть следующие минусы:
Для конвертирования оцифрованного материала в файлы формата MP3 введём ещё один параметр — битрейт.
Казалось бы, учитывая наше изначально невысокое качество кассетного звука, его можно было бы без ощутимого ущерба упаковать и в более низкий битрейт. Но кассетный звук включает в себя характерный фоновый шум, который тоже оцифровывается, занимая некоторое место, и при более низком битрейте он просто вытеснит часть полезного сигнала. Так что ниже 192 кбит/с при оцифровке с магнитной ленты опускаться не стоит, да и выше подниматься особого смысла нет, поскольку запас качества, даваемый более высоким битрейтом, останется в нашем случае просто невостребованным. Необходимые для оцифровки инструментыДля осуществления оцифровки нам понадобятся следующие вещи:
Рассмотрим по порядку все перечисленные компоненты. 1. Магнитофон. К сожалению, зарубежные магнитофоны, в отличие от советских, в основной своей массе не снабжаются гнездом линейного выхода (видимо буржуи в быту никогда друг у друга ничего не переписывают, а всё покупают в магазинах). Поэтому, если в вашем распоряжении нет магнитофона с линейным выходом, в качестве такового можно использовать гнездо для наушников. Для этого следует все регуляторы частот на магнитофоне поставить в среднее положение, чтобы они не вносили искажения при перезаписи, а громкость установить на четверть от максимальной. Если же вы обладаете познаниями в радиоэлектронике, то лучше всего разобрать такой магнитофон, и снять сигнал непосредственно с предварительного усилителя, до регуляторов громкости и частот. Но лучше всего использовать в качестве источника звука магнитофонную приставку. Подойдёт даже советская Яуза с её вторым классом сложности и заявленным частотным диапазоном 31,5—14000 Гц, а для кассет на основе двуокиси хрома 31,5—16000 Гц, что очень даже неплохо:
Советские магнитофоны подразделялись на классы сложности с 0 по 4. О классе говорит первая цифра в номере. Например, Яуза МП-221С-2 относится ко второму классу сложности. Чем меньше цифра, тем выше класс, и тем лучше характеристики магнитофона. При оцифровке качественных записей магнитофонами классов 3 и 4 лучше не пользоваться. Также нам понадобится доступ к регулировочному винту считывающей головки магнитофона. Дело в том, что дорожки, записанные на разных магнитофонах или даже на одном магнитофоне, но в разное время, редко совпадают, и для получения наилучшего звучания нам придётся подстраивать головку на слух под дорожку каждой кассеты. Это даёт очень существенный выигрыш в качестве, поэтому этим не стоит пренебрегать. В магнитофонной приставке Яуза головка закрыта панелью, которая снимается при сдвигании её влево: 2. Компьютер со звуковой картой. Для оцифровки 45 минут звука с качеством звукового компакт-диска, на жёстком диске должно быть свободно около 500 мегабайт для 45-минутного wav-файла и около сотни мегабайт для MP3-файлов, в которые мы будем конвертировать отдельные треки. На звуковой карте сзади имеются круглые разъёмы, похожие на гнёзда для наушников. Гнездо линейного входа, как правило, помечено голубым цветом (согласно требованиям, появившимся в спецификации PC 99 Audio от Intel и Microsoft), а также значком со стрелкой, указывающей в центр кружка и/или надписью LINE IN (или L-IN):
По характеристикам нам подойдёт практически любая современная звуковая карта, даже интегрированная в материнскую плату (нам необходима частота дискретизации АЦП — 44100 кГц, разрядность АЦП — 16 бит). 3. Соединительный шнур. В случае использования советских магнитофонов и магнитофонных приставок распайка шнура должна быть следующей: К линейному выходу магнитофона:
К линейному входу звуковой карты:
Если вы в качестве линейного выхода используете гнездо для наушников, то используйте кабель со штекерами описанного выше типа на обоих его концах. Программа для захвата и обработки звука. Чтобы избежать использования нескольких программ и не заморачиваться со сложными аудиоредакторами, рекомендую использовать простую программу Spin It Again 2.1 (http://www.acoustica.com/spinitagain/index.htm), специально созданную для любительской оцифровки аудиоматериала с кассет или грампластинок. В этой программе содержатся все необходимые инструменты для захвата звука, фильтрации шумов, нарезки треков, записи дисков и даже подробная помощь с фотографиями по подключению магнитофона или проигрывателя пластинок к компьютеру! Если вы предпочитаете не платить за используемое вами ПО, то легко найдёте в Интернете и серийник для этой программы. Подготовка к оцифровке1. Убедитесь, что магнитофон выключен и соедините линейный выход магнитофона с линейным входом звуковой карты компьютера. Включите питание магнитофона. 2. Промотайте кассету до конца взад-вперёд, чтобы снять внутренние напряжения плёнки, ровнее её намотать и сдуть накопившуюся пыль. 3. Настройте программные регуляторы воспроизведения (регуляторы ЦАП) следующим образом. Сдвоенным щелчком мыши на рисунке громкоговорителя, расположенном в системном лотке (там, где часы), откройте окно с регуляторами громкости воспроизведения. В меню выберите Параметры -> Свойства, и установив галочки в нижнем окне напротив всех строчек регуляторов воспроизведения, отобразите все регуляторы. Затем в отображённых регуляторах с помощью флажка «Выкл» выключите звук у всех регуляторов, кроме регулятора общей громкости, регулятора «Звук», если есть — регулятора «Спереди» и регулятора «Лин. вход», установив их заодно на средний уровень. Снова откройте свойства, и уберите все выключенные регуляторы, чтобы они не мешались, сняв напротив их строчек галочки. Итого у нас останется 3 (или 4) регулятора воспроизведения. В Вашем случае набор регуляторов может быть иным, но общий смысл их настройки в том, чтобы разрешить воспроизведение звука для прослушивания только с линейного входа и из программы воспроизведения.
4. Теперь настройте регуляторы записи (регуляторы АЦП). Для этого снова откройте свойства регулятора громкости, и переключите режим настройки громкости с воспроизведения на запись. В нижнем окне оставьте галочку только напротив строчки регулятора записи «Лин. вход». В самом регуляторе установите флажок «Выбрать». Регулятор записи установите в среднее положение и оставьте на экране. Кстати, чтобы иметь возможность сразу вызывать регуляторы записи, не добираясь до него через регуляторы воспроизведения, создайте на рабочем столе ярлык, в котором в качестве объекта ссылки введите: %windir%\system32\SNDVOL32.exe /r
5. Считывающую головку магнитофона протрите спиртом. Если это давно не делалось, то разница в качестве звука до и после протирки будет весьма заметной. 6. Включите кассету на воспроизведение и, регулируя отвёрткой винт головки, добейтесь максимально качественного звучания, ориентируясь по высоким частотам. 7. Запустите программу Spin It Again. Нажав кнопку Settings произведите начальные настройки частоты дискретизации и битовую глубину на вкладке Audio:
Sample Rate — частота дискретизации, с которой будет считываться звук. Стандартом для звукового компакт-диска является частота дискретизации 44100 Гц (44,1 кГц). Она вполне достаточна для качественного воспроизведения музыки всего слышимого частотного диапазона до 22500 Гц. Поэтому установите эту настройку в 44100. Bit depth — битовая глубина. Стандартом для звукового компакт-диска является разрядность в 16 бит. Её нам будет вполне достаточно, поэтому установите эту настройку в 16 bits. На вкладке Recording в поле Recording Folder пропишите путь к папке, в которую будет помещён несжатый wav-файл с оцифрованным звуком. На вкладке miscellaneous в разделе miscellaneous settings я рекомендую снять все галочки, чтобы не вносить в процесс записи неконтролируемых автоматических действий, а в поле Normalize Volume установить значение Normalize each track individually, чтобы при конвертации в MP3 программа сама подтягивала недостаточную громкость каждого трека до идеального значения. Остальные настройки можно не трогать — на ваше усмотрение. Оцифровка. Этап 1. Считывание в wav и нарезка на треки.1. Нажмите кнопку Record A Cassette Tape, расположенную в начальном окне программы Spin It Again. Окно программы изменит вид: 2. Включите кассету на воспроизведение и регулятором записи, который вы оставили открытым при подготовке к оцифровке, установите по индикаторам уровня записи программы уровень, при котором при самых громких звуках жёлтые полоски индикаторов подбираются к красной области, но не залезают в неё. Лучше чуть недотягивать до красного сектора, чем иметь периодические попадания туда. 3. Отмотайте ленту на начало и в программе нажмите кнопку Record. 4. Запишите одним треком всю сторону кассеты. После того, как сторона закончилась, нажмите в программе кнопку Stop. На вопрос о подтверждении этого действия ответьте утвердительно. После этого окно снова изменит вид: 6. После разметки всех треков нажимаем кнопку Next >>. В новом окне в колонке Name можно поменять название каждого трека. Информация из остальных колонок в атрибуты файла mp3 почему-то не экспортируется, но имя полученного в дальнейшем файла будет соответствовать названию трека. Оцифровка. Этап 2. Конвертация треков в MP3.1. Нажимаем кнопку Next >>. Окно изменит вид и нам будет предложено несколько разных вариантов действий. Запишем треки в mp3-файлы. Для этого нажмём кнопку Create Audio Files. 2. Во вновь изменившемся окне выбираем формат файла — MP3 и нажимаем рядом кнопку Detalis для тонкой настройки формата MP3. Формат MP3 сжимает звук, выбрасывая из него неслышимые или плохо слышимые ухом компоненты, то есть происходит сжатие с потерями, и итоговое качество файла будет зависеть от степени его сжатия. 3. Поскольку мы решили делать файл с качеством звукового компакт-диска, то ползунок настройки Preset Quality устанавливаем в положение CD Quality. Эта настройка позволит не слишком сильно сжимать звук, чтобы по возможности сохранить его качество, но в то же время удержать размеры каждой песни в пределах 2–3 мегабайт . При такой настройке 1 секунда звука кодируется 192 килобитами (битрейт — 192 кбит/с), что субъективно сравнимо с качеством звукового компакт-диска, хотя на звуковом компакт-диске информация не сжимается и битрейт там составляет 1411,2 кбит/с (44,1 кГц * 16 бит * 2 канала).
4. Нажимаем ОК, в поле Folder вводим путь к папке, куда мы хотим поместить файлы MP3, и нажимаем Next >>. Программа начнёт перевод помеченных треков в формат MP3. Это займёт несколько секунд, после чего программа сохранит готовые MP3-файлы в указанной вами папке и вернётся в режим выбора вариантов действий. 5. Чтобы начать новую оцифровку, нажмите Make A New Recording и повторите оба этапа оцифровки. Полезные ссылки по теме (для тех, кто хочет изучить вопрос глубже)
|
|
[Вернуться в начало] |
[Оставить отзыв в гостевой] |